пн.–пт. 10:00–19:00
  • Нижний Новгород +7 (495) 38-60-31
    доставка курьером, оплата при получении
  • Москва +7 (495) 399-71-77
    доставка 1–2 дня, самовывоз в день заказа

1. Вступление России в Болонский процесс. Сохрани ссылку в одной из сетей  В весьма значительной степени эти процессы катализировались и экономическими причинами: в связи с переходом России к рыночной экономике актуальным стал.

В этом смысле многое зависит от учебного плана, а не от того, сколько лет мы на него отводим. В советский период расцвета нашей системы образования студенты в реальности учились в целом менее 5 лет. Поэтому, чтобы дальше сохранить и развивать наше фундаментальное образование, надо пересмотреть программы, учебные планы и методические ресурсы, рассмотреть возможности интенсификации и оптимизации учебного процесса. Введение трёхлетнего или четырёхлетнего бакалавриата как первого уровня высшего образования не является попыткой сэкономить на высшем образовании, о чём нередко сокрушаются критики Болонской системы в России. Те бакалавры, что пожелают или в силу объективных причин будут вынуждены остановиться на этом уровне, сделают это по сугубо прагматическим соображениям. Если случится так, что чисто гипотетически сто процентов бакалавров окажутся готовыми учиться дальше, на магистра, российская система высшего образования должна быть готова финансировать их обучение. Кредитная система делает прозрачными, а главное, - сопоставимыми учебные программы, что позволяет повышать академическую мобильность студентов. Кредиты - важная составляющая общеевропейской системы образования в рамках Болонского процесса. В соответствии с этим принципом для каждой учебной дисциплины в зависимости от объема работы, ее значимости с точки зрения освоения будущей профессии эксперты определяют кредитный балл, оценку. В случае успешного освоения каждой дисциплины студент "набирает" кредиты, общая сумма которых позволяет ему получить степень бакалавра или магистра. По примеру европейских вузов можно ожидать повышения статуса российского вузовского преподавателя, профессора, общей привлекательности преподавательского труда. Поскольку вуз в силу ограниченности материальных ресурсов вуз сможет поддерживать программы мобильности не всех, а только части своих студентов, в руках деканатов окажется дополнительное средство стимулирования учёбы студентов — только лучшие получат возможность поехать за рубеж бесплатно или со значительными скидками. Академические рейтинги студентов в тех вузах, где они используются, станут играть ещё более существенную роль. Российский вуз сможет более осмысленно применять перспективные информационные и коммуникационные технологии, профессионально использовать дистанционное обучение и Интернет. Несомненно, еще одной причиной для повышения качества образовательного процесса в вузе будет рост межвузовской конкуренции, поскольку конкурировать между собой как за российских, так и за иностранных абитуриентов будут не только отечественные, но и зарубежные вузы.

Далее кратко рассмотрим выгоды, которые получат учащиеся при реализации основных принципов Болонской Декларации. Для студента Болонский процесс сделает учёбу в вузе более демократичной, более индивидуализированной, предоставит студенту больше выборов, что создаст благоприятные условия для развития его личности. В ходе учёбы он получит возможность, переходя с уровня на уровень, корректировать выбор специальности или профессии в соответствии со своими изменившимися под влиянием полученных в вузе знаний представлениями, вновь возникшими личностно-профессиональными интересами [13]. В случае возникновения в ходе учёбы материальных затруднений студент, получив диплом бакалавра, сможет пойти работать, а, улучшив своё материальное положение, продолжит обучение в магистратуре. По западному опыту, студент может последовательно получить несколько магистерских степеней, например, для того, чтобы каждый раз изучить дополнительную понадобившуюся ему специальность. Участвуя в программах мобильности, студент получит эмпирические данные для того, чтобы сравнить, какое образование лучше — российское или европейское. Студент получит доступ к лучшим университетским библиотекам Европы. Болонский процесс даст студенту возможность получать совместные и двойные дипломы, которые значительно увеличат его шансы на трудоустройство по специальности. Одной из наиболее привлекательных идей Болонской Декларации стала идея "образования в течение всей жизни" [14]. Знания, полученные человеком в процессе обучения, не раз устаревают в течение его профессиональной жизни. Это ставит систему образования перед необходимостью обеспечивать непрерывное образование, чему будет способствовать вхождение нашей страны в европейское пространство высшего образования. Татьяна Кастуева-Жан также выделяет следующие положительные эффекты от вступления России в Болонский процесс.

Причины и этапы вступления России в Болонский процесс

Во-первых, получен дополнительный внешний стимул для внутренних реформ. Во-вторых, существует и внешний положительный эффект, который касается отношений России и ЕС. Болонский процесс тесно связан и с другими сферами отношений Россия — ЕС. Изменения в образовательной сфере повлекут за собой изменения в остальных сферах взаимоотношений России с Европой [15]. Вышеизложенные преимущества наглядно показывают привлекательность Болонского процесса не только для страны в целом, но и для отдельных вузов, а также для учащихся и профессорско-преподавательского состава. Россия перестанет восприниматься негативно, в перспективе она станет полноправным членом европейского сообщества, сможет влиять на происходящие в Европе процессы. Российские вузы станут более конкурентоспособными и привлекательными для иностранных учащихся, они смогут привлекать лучших преподавателей и студентов. Выгоды учащихся связаны с демократизацией образования. Студенты смогу сами определять, где и чему они хотят учиться — смогут выбирать дисциплины и проводить отдельные семестры в других вузах. Зачетные единицы позволят продолжать обучение в течение всей жизни, а двойные и совместные дипломы — работать за рубежом. Участие России в Болонском процессе можно рассматривать сквозь призму глобализации, которая предъявляет новые требования к образовательной системе [16]. В связи с переходом к рыночной экономике и нарастанием процессов глобализации все более явным становится несоответствие сложившейся в России системы подготовки специалистов мировым тенденциям развития образовательных систем. Среди причин вступления России в Болонский процесс можно рассмотреть необходимость модернизации российского образования. На аспектах, обусловивших эту необходимость, нам хотелось бы остановиться более подробно. Высшее профессиональное образование России, сложившееся в основных чертах в годы и под задачи социалистической индустриализации нуждается в реформировании. Принято считать, что даже в стационарном состоянии общества обновление высшего образования должно происходить через 25—30 лет. Международная практика подобного реформирования предполагает, что обновление должно быть сконцентрировано на модернизации:.

  • Казань охота и рыбалка
  • Лодка на острова гили
  • Троллинг на zipbaits
  • Рыбалка на сумозеро пудожский район
  • Присоединение России осенью г. По мнению нынешнего министра образования А. Фурсенко, "…У нас сегодня главная проблема — это невостребованность в огромной степени того, что тех, кто учится, и тех знаний, которые они получают, в значительной части у нас обучение в вузах сводится к получению диплома, а не к получению знаний. И конечно, мы должны систему образования построить таким образом, чтобы люди все-таки приходили за знаниями, умениями, за компетенциями, как угодно это назвать. В масштабах страны этот эффект может быть весьма ощутимым. Еще одним аргументом в пользу многоуровневой системы образования станет возросшая привлекательность его для работодателей , а значит, и готовность материально поддержать профессиональную подготовку. Сегодня многие программы профессионального обучения находятся вне системы высшего образования, хотя могли бы быть его наиболее востребованными программами. Например, программы МБА сегодня квалифицируются как программы дополнительного образования, хотя это, скорее, уровень второй — магистерской — ступени образования.

    БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

    Высшее образование в России станет более гибким, поскольку многоуровневая система более демократична. Так как степень бакалавра — это по-своему самодостаточный диплом, для определенного сегмента российских студентов по их желанию срок получения высшего образования сократится до трех-четырех лет. Выпускники-бакалавры станут быстрее включаться в активную жизнь, в российскую экономику. Здесь следует сделать важное замечание. Введение трехлетнего или четырехлетнего бакалавриата как первого уровня высшего образования не является попыткой сэкономить на высшем образовании, о чем нередко сокрушаются критики болонской системы в России. Те бакалавры, что пожелают или в силу объективных причин будут вынуждены остановиться на этом уровне, сделают это по сугубо прагматическим соображениям. Престижность высшего образования в стране будет расти, в частности, под влиянием возможности найти высокооплачиваемую работу в Европе по специальности — у молодежи появится дополнительный стимул для обучения в вузе. К тому же во время обучения в вузах Европы по программам мобильности российские студенты смогут воочию познакомиться с реальными условиями жизни и работы на Западе, что в большей степени позволит им избежать ошибок, принимая решение о поиске работы за рубежом. Вступление России в Болонский процесс может благотворно сказаться и на состоянии российской науки — через усиление исследовательского потенциала вузов, через их плановое участие в совместных с европейскими университетами программах исследований. Болонские реформы должны привести и к увеличению масштабов и подъему качества владения российскими преподавателями и студентами иностранными языками. Пребывание представителей российских вузов в языковой среде в ходе реализации программ академической мобильности, часто среди носителей языка, сделает их лингвистические навыки гораздо более прагматичными. Студенты напрямую получат доступ к самому актуальному лек-сико-грамматическому пласту изучаемых иностранных языков. Несомненной выгодой от Болонского процесса станет пропаганда российской культуры — большее число европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования, которые будут органично распространяться среди иностранных студентов и преподавателей, прибывающих в Россию по программам академической мобильности. Европейский опыт эффективного финансирования вузов, в том числе эффективной организации финансирования научных исследований в вузах должен получить большее распространение. Писать об экономических выгодах России от вступления в Бо-лонский процесс можно, фигурально говоря, только на полях данной работы — ясно, что Россия вступает в него не ради экономических выгод. Тем не менее стоит упомянуть некоторые очевидные дополнительные преимущества, которых можно ожидать на национальном уровне.

    В результате в европейских странах, в том числе и в России, можно ожидать создания большего числа рабочих мест, причем лучшего качества. Такая система в силу своей гибкости окажется более эффективной и в экономическом отношении. Существующая сегодня невостребованность большого числа узких специалистов массовых профессий означает неэффективность затрат на их подготовку и сужение воспроизводства ресурсов для самой высшей школы, так как человеческий фактор работает на рост национального дохода в лучшем случае вполсилы обученный какому-то делу человек не использует полученную компетенцию в этом деле, а в другом он заведомо менее эффективен. С переходом на новую образовательную систему изменится в результате и сам характер финансирования вузов, более разнообразными будут его источники. Если говорить о косвенных экономических последствиях студенческой мобильности, можно предположить, что в период нахождения за рубежом та часть российских студентов, которая склонна к практическим занятиям бизнесом, установит горизонтальные связи со своими сверстниками, чтобы потом воспользоваться ими для осуществления экономического сотрудничества в различных формах — например, для создания совместных предприятий, для расширения международных торговых связей. Обучаясь в европейских вузах по экономическим специальностям и бизнес-специальностям, российские студенты приобретут самые современные экономические знания, равно как и научные представления об особенностях современного бизнеса. Особенно важно, что в контексте вступления России в ВТО в стране появится заметное количество европейски образованных экономистов и бизнес-менеджеров. Студенты из Европы и других стран мира, приезжающие в Россию, даже если само обучение непосредственно по программам мобильности в строгом соответствии с болонскими рекомендациями будет бесплатным, привезут в Россию финансовые средства по аналогии с туризмом , которые используют на оплату проживания, на питание, медицинское обслуживание, досуг. Хотя Болонский процесс и начинался как проект политической направленности, вскоре он приобрел в большей степени академическое, образовательное содержание. Тем не менее мы считаем возможным говорить и о политических аспектах участия России в европейском пространстве высшего образования. Многие европейцы по-прежнему относятся к России настороженно, не воспринимая ее как стабильного и надежного партнера.

    Полноценное вхождение России в Болонский процесс может способствовать изменению в лучшую сторону ее восприятия европейцами. Укрепление авторитета страны через качественное высшее образование может представлять собой немаловажный политический ресурс. Наконец, еще одно немаловажное соображение. Как полноценный член Болонского процесса Россия сможет в свою очередь активнее влиять и на высшее образование в Европе: Разумеется, при этом не стоит питать и чрезмерных иллюзий. Но в любом случае болонские реформы будут способствовать благоприятным переменам в отечественном высшем образовании.

    причины вступления россии в болонский процесс

    Если в разговоре о вероятных выгодах для российской системы высшего образования от вступления в Болонский процесс перейти с национального уровня на уровень отдельного вуза , то и здесь можно также обнаружить целый ряд несомненных преимуществ. Болонские документы, говоря о перспективах трансформации университета в условиях единого пространства высшего образования Европы, чаще всего упоминают два понятия: Однако в числе существенных характеристик университета они первым делом упоминают его автономность. Предполагается, что, благодаря Болонскому процессу, европейский университет обретет автономность в новом, более широком понимании. Великая хартия университетов г. Между тем для советской системы образования была характерна почти полная зависимость университета вуза от Министерства образования, которое определяло чуть ли не все параметры его жизни. Напротив, автономность, в болонском понимании, — минимальная зависимость вуза от чиновников, значительно большая степень доверия вузу, его преподавателям и студентам со стороны общества. Подпишитесь на нашу рассылку. Главная Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансо.. Кузбасский государственный технический университет им. Все права защищены Использование материала сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник. Понятно, что высокая степень академической мобильности предполагает развитую инфраструктуру и доступность источников финансирования, что, к сожалению, далеко не всегда реально. В настоящее время в России даже внутри страны мобильность достаточно ограниченна. Но задача эта — на перспективу — не должна выпадать из поля зрения вузов и органов управления образованием. Благодаря мобильности иностранных студентов, приезжающих в вуз на семестр или на год, российский университет получит дополнительный источник внебюджетного финансирования[9]. Мобильность иностранных преподавателей также расширяет образовательные возможности вуза. Как правило, эти преподаватели читают свои курсы на английском языке, поэтому, помимо нового взгляда на специальность, студенты в ходе занятий с ними повышают уровень владения иностранным языком. Несомненной выгодой академической мобильности станет пропаганда российской культуры — большее число европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования, которые будут органично распространяться среди иностранных студентов и преподавателей, прибывающих в Россию по программам академической мобильности. Запуск механизма академической мобильности сегодня, рассчитанной вначале даже на небольшое число студентов и преподавателей, может позволить распространить ее постепенно на более широкий круг участников. Главное, чтобы студенту и преподавателю была предоставлена возможность участия в академической мобильности, а результаты ее оценивались и признавались, исходя из долговременных государственных целей.

    Немаловажным аспектом, который положительно повлияет на российскую систему образования, является европейский контроль качества.

    причины вступления россии в болонский процесс

    Он позволит российскому вузу более объективно оценить состояние своих дел, реально определить качественный уровень образования, которое получают его выпускники. Эта система высшего образования более всего удовлетворяет потребности рыночной экономики, у которого есть особые требования к качеству рабочей силы. Серьезным доводом в пользу перехода на многоуровневую систему подготовки основного слоя является также нетерпящая отлагательств необходимость диверсификации методик обучения на разных ступенях профессиональной подготовки. Общие, базовые знания, в приделах программ подготовки бакалавров, знания, умения, навыки их применения по магистерским программам -- это абсолютно разные знания, и приемов передачи этих программ существенно различаются. Диверсификация средств обучения по уровням в конечном итоге приведет к более высокой педагогической эффективности. Многоступенчатая система позволит реализовать безотлагательную необходимость градации вузов по их потенциалу: Так, например, основная образовательная программа подготовки бакалавра филологии предусматривает изучение следующих учебных циклов:. Каждый учебный цикл дисциплин имеет базовую обязательную часть и вариативную профильную , устанавливаемую вузом. Вариативная профильная часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту продолжить образование на следующем уровне ВПО для получения квалификации степени магистра в соответствии с полученным профилем, получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. Программы специализированной подготовки магистра для каждого профиля вводятся решением Ученого совета высшего учебного заведения по согласованию с заказчиком кадров. Основные образовательные программы магистра могут иметь профили подготовки и программы специализированной подготовки внутри профиля. Для этого ФГОС-3 ориентирует на создание образовательных программ, предусматривающих разнообразную специализацию, учет способностей и интересов студентов, наконец, включенное обучение, то есть возможность осваивать данные программы по частям, в том числе меняя учебные заведения. Отсюда модульный принцип построения программ. Они будут состоять из блоков-модулей, способных выстраиваться в различном порядке, образовывая индивидуальные траектории обучения. Каждый модуль представляет собой совокупность учебных дисциплин, практик, форм контроля, методическое обеспечение и т. Модули подразделяются на базовые, поддерживающие, специализированные и др. Однако измерять трудоемкость отныне придется не только в академических или астрономических часах этот традиционный способ ориентирован прежде всего на аудиторные занятия, тогда как при современном обучении необходим акцент на самостоятельную работу студента , а в особых условных единицах — кредитах.

    Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, он является гуманитарным в своей основе. Целью гуманитарного образования является, как известно, не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Всё это составляет специфику компетентностного подхода. То есть делается существенная ставка на компетентностный подход в образовании. Инструментальные компетенции, которые включают когнитивные способности , способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности , способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения , умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения , коммуникативные компетенции: Межличностные компетенции, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в команде, принимать социальные и этические обязательства; способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность работать в международной среде; приверженность этическим ценностям и т. Системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. На практике это означает знакомство с новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями;. Знакомство с опытом коллег, работающих над выявлением и описанием ключевых компетенций в разных отраслях знаний, позволяет нам сформировать собственную, гуманитарную, позицию в рассмотрении и применении на практике компетентностного подхода, который должен лечь в основу разработки нового поколения государственных образовательных стандартов высшего образования. ФГОС нового поколения, по мнению специалистов, целесообразно разрабатывать как стандарты компетентностной модели с использованием кредитной системы ECTS.

    Образовательные стандарты подобного рода будут представлять собой дальнейшее развитие присущего российской высшей школе системно-деятельностного подхода к образованию, получившего в прежние годы свое воплощение в разработке квалификационных характеристик выпускников вузов, общих требований к уровню подготовленности в стандартах первого поколения, или подготовленности выпускников к видам деятельности и решению профессиональных задач в ГОС ВПО первого и второго поколений. Образовательный стандарт компетентностно-кредитного формата предполагает новое проектирование результатов образования. При разработке ГОС ВПО по отдельным направлениям специализации можно опираться на следующие четыре модели компетенций Models of competense , принятых в настоящее время в европейской вузовской практике. Каждая из четырех моделей компетенции МК 1 — МК 4 ведет к различным подходам к планированию, организации и предоставлению высшего профессионального образования, и, в особенности, к оценке и признанию достижений студента и оценке возможностей его трудоустройства на рынке труда. Модель компетенции, основанная на параметрах личности МК1 лежит в основе подходов прежде всего в образовании , придающих особое значение развитию моральных, духовных и личных качеств человека. Модель компетенции решения задач МК2 нацелена на создание образовательной программы и методов оценки, которые позволят человеку осваивать четко определенный набор умений, практиковаться в их использовании и осуществлять деятельность на их базе, а также решать конкретные задачи. Модель компетенции для производительной деятельности МК3 подчеркивает важность достижения результатов и является весьма распространенным подходом к компетенции в специальностях и профессиях, где деятельность измеряется по результатам, например, продажи, управление проектом или производством. Образовательная программа делает акцент на оценке мотивации и стратегий, используемых для достижения целей. Образование и обучение, основанное на этой точке зрения, во многом рассчитано на способность учащихся учиться самостоятельно. Согласно модели управления деятельностью МК4 , деятельность является функцией социального контекста человека, в котором существует некий порядок требований и ожиданий относительно человека на рабочем месте, которые могут быть взаимосогласованы. Российские ученые считают, что специалист с высшим образованием должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как человека и специалиста. При этом магистр должен обладать как теми же компетенциями, что и бакалавр, так и дополнительными, которые он должен получить на второй ступени обучения. Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и общепрофессиональные компетенции служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования как на второй магистерской ступени ВПО для бакалавра , так и в сфере дополнительного и послевузовского образования для бакалавра и магистра.

    Набор компетенций для одного направления одинаков, кроме специальных компетенций, которые соответствуют специальности, относящейся к направлению. Набор компетенций различен для различных ступеней ВПО, поскольку он связан с задачами деятельности, а они различны для разных ступеней:. Использование компетентностного подхода при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования требует изменения взглядов на структуру, форму и содержание оценочных и диагностических средств для итоговой государственной аттестации выпускников по направлениям подготовки, а также на организацию управления качеством подготовки специалистов. Однако сравнение с Европой показывает несущественное отставание России. Важно следующее — теперь, спустя 6 лет с момента подписания Россией Болонской Декларации, будет ли процесс продолжаться теми же темпами, не остановится ли после того, как российская образовательная система столкнулась с трудностями на пути его реализации? Для преодоления этих трудностей, на наш взгляд, потребуется немало сил и времени, ведь некоторые из проблем — неготовность вузов к переходу на новые стандарты и инертность восприятия рынком труда степени бакалавра — потребуют, возможно, несколько лет для их преодоления. В будущем, надеемся, что этот шаг — подписание Болонской Декларации — положит начало комплексным реформам всей образовательной системы а не только высшего образования , которые также коснутся и других сфер жизни российского общества. Ведь именно образование должно помочь нашей стране выйти на новый уровень в отношениях с Европой и миром.

    причины вступления россии в болонский процесс

    Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России portal. Тамбов, октября г. Болонский процесс и его значение для России. Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования http: Россия в Болонском процессе: Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. На полдороге к будущему: Отчет о проведении исследования "Болонья глазами студентов" http: Российские вузы в Болонском процессе http: Студент и преподаватель как субъекты Болонского процесса http: Текст совместного заявления европейских Министров образования, подписанного в Болонье Результаты оценки национальных докладов стран-участниц Болонского процесса, г. Позиционирование России в Болонском процессе в году по сравнению с остальными странами — участницами выглядит следующим образом. Не менее важным является и то, что всеми странами в той или иной степени внедрен принцип ECTS. Фурсенко на радиостанции "Эхо Москвы" 9 марта г. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, Причины и этапы вступления России в Болонский процесс.

    причины вступления россии в болонский процесс

    Заказать учебную работу без посредников на бирже Author Отправить сообщение администрации сайта. Причины вступления России в Болонский процесс 1. Этапы вступления России в Болонский процесс 2. В соответствии с этой целью можно выделить следующие задачи: Показать причины присоединения России к Болонскому процессу через его цели; 2. Рассмотреть выгоды России от реализации Болонского процесса как причины вступления; 3. Выделить необходимость модернизации российской системы образования как причину вхождения России в Болонский процесс; 4. Показать законодательные меры по реализации принципов Болонской Декларации в России; 5. Выявить уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в России; подвести итоги и понять, насколько они продвинулись в реализации принципов Болонской Декларации. Согласно Болонской Декларации, первостепенными целями для создания европейской зоны высшего образования являются: Экономические выгоды России от вступления в Болонский процесс менее заметны, однако необходимо перечислить основные из них. В результате в европейских странах, в том числе и в России, можно ожидать создания большего числа рабочих мест, причем лучшего качества. Такая система в силу своей гибкости окажется более эффективной и в экономическом отношении. Существующая сегодня невостребованность большого числа узких специалистов массовых профессий означает неэффективность затрат на их подготовку. С переходом на новую образовательную систему изменится в результате и сам характер финансирования вузов, более разнообразными будут его источники. Обучаясь в европейских вузах по экономическим специальностям, российские студенты приобретут самые современные экономические знания, равно как и научные представления об особенностях современного бизнеса. Особенно важно, что в контексте вступления России в ВТО в стране появится заметное количество европейски образованных экономистов. Студенты из Европы и других стран мира, приезжающие в Россию, даже если само обучение непосредственно по программам мобильности в строгом соответствии с Болонскими рекомендациями будет бесплатным, привезут в Россию финансовые средства по аналогии с туризмом , которые используют на оплату проживания, на питание, досуг. Ниже хотелось бы сказать о том, что выигрывает от Болонского процесса российский вуз. Нет сомнений, что престиж вуза, гарантированно направляющего своих студентов учиться в европейский вуз-партнёр на семестр или учебный год вырастет; увеличится его привлекательность для абитуриентов. Направляя своих преподавателей в зарубежные вузы для преподавания модулей на семестр или учебный год, вуз получит возможность осуществлять реальное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава[12]. Заметно увеличатся масштабы, и поднимется качество владения российскими студентами и преподавателями иностранными языками. Знание же иностранных языков откроет для студентов и преподавателей широкий доступ к оригинальным, не переводным зарубежным публикациям — не только профессиональным, что, разумеется, крайне важно, но и к публицистике и художественной литературе.

    Повысится конкуренция преподавателей за право читать лекции за рубежом по программам мобильности; это вызовет подъём научной активности на кафедрах. По примеру европейских вузов можно ожидать повышения статуса российского вузовского преподавателя, профессора, общей привлекательности преподавательского труда. Поскольку вуз в силу ограниченности материальных ресурсов вуз сможет поддерживать программы мобильности не всех, а только части своих студентов, в руках деканатов окажется дополнительное средство стимулирования учёбы студентов — только лучшие получат возможность поехать за рубеж бесплатно или со значительными скидками. Академические рейтинги студентов в тех вузах, где они используются, станут играть ещё более существенную роль. Российский вуз сможет более осмысленно применять перспективные информационные и коммуникационные технологии, профессионально использовать дистанционное обучение и Интернет. Несомненно, еще одной причиной для повышения качества образовательного процесса в вузе будет рост межвузовской конкуренции, поскольку конкурировать между собой как за российских, так и за иностранных абитуриентов будут не только отечественные, но и зарубежные вузы. Далее кратко рассмотрим выгоды, которые получат учащиеся при реализации основных принципов Болонской Декларации. Для студента Болонский процесс сделает учёбу в вузе более демократичной, более индивидуализированной, предоставит студенту больше выборов, что создаст благоприятные условия для развития его личности. В ходе учёбы он получит возможность, переходя с уровня на уровень, корректировать выбор специальности или профессии в соответствии со своими изменившимися под влиянием полученных в вузе знаний представлениями, вновь возникшими личностно-профессиональными интересами[13]. В случае возникновения в ходе учёбы материальных затруднений студент, получив диплом бакалавра, сможет пойти работать, а, улучшив своё материальное положение, продолжит обучение в магистратуре. По западному опыту, студент может последовательно получить несколько магистерских степеней, например, для того, чтобы каждый раз изучить дополнительную понадобившуюся ему специальность. Участвуя в программах мобильности, студент получит эмпирические данные для того, чтобы сравнить, какое образование лучше — российское или европейское. Студент получит доступ к лучшим университетским библиотекам Европы. Болонский процесс даст студенту возможность получать совместные и двойные дипломы, которые значительно увеличат его шансы на трудоустройство по специальности.


    Комментарии

    Комментариев пока нет. Будьте первым комментатором!





    Регистрация





    Вход с паролем



    Забыли пароль?