пн.–пт. 10:00–19:00
  • Нижний Новгород +7 (495) 175-60-31
    доставка курьером, оплата при получении
  • Москва +7 (495) 551-71-77
    доставка 1–2 дня, самовывоз в день заказа

Неопозитивизм (Логический позитивизм). Бертран РАССЕЛ, Людвиг Витгенштейн (предшественнимки), Мориц ШЛИК  Постпозитивизм. Поппер. Не существует строгой логики научного открытия. Есть только психология научного открытия.

Эти различия заключаются в следующем: Идеи Поппера о процессе развития науки подверглись критике уже со стороны одного из его последователей — Т. Кун вводит понятия научного сообщества и парадигмы. Научное сообщество — это группа ученых, профессионалов, объединенных общей научной парадигмой — образцом решения научных задач и отбора значимых проблем. Научная парадигма включает в себя также понимание картины мира, общих ценностей научного поиска, образцов обучения. Так, в качестве примера Кун приводит парадигмы Ньютона, Лавуазье, Эйнштейна. Однако с развитием науки в рамках парадигмы обнаруживаются аномалии, противоречащие ей факты, либо парадоксы самой парадигмы, которые невозможно решить ее собственными средствами.

Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм

Наступает период научной революции, в ходе которого старая парадигма отбрасывается и из альтернативных возможностей выбирается новая. Именно в этот период, по мысли Куна, работает принцип фальсификации. Однако Кун отрицает принцип преемственности, прогрессивного развития знания, выдвигая положение о несоизмеримости парадигм, невозможности сравнения их уровня истинности. Другой вариант развития научного знания был предложен И. По мнению Лакатоса исследовательская программа развивается прогрессивно в том случае, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост. Если же наблюдается обратное, то она регрессирует. Исследователи считают, что концепция, предложенная Лакатосом, более совершенна, так как предлагает более глубокое понимание динамизма развития науки. Развитие науки представляется философом как постепенный процесс роста знаний на основе научной деятельности, опирающейся на развивающиеся научно-исследовательские программы. Иная точка зрения на развитие науки была представлена П.

позитивизм и неопозитивизм. к. поппер

Основные идеи позитивизма могут быть выражены в трех программных установках. Это, во-первых, вера в научную рациональность и в неограниченные возможности роста науки. Во-вторых, утверждение науки в качестве приоритетного способа объяснения бытия, возможно, единственно приемлемого и допустимого, а естественнонаучных методов исследования, соответственно — как единственно допустимых способов получения научного знания. В-третьих, убеждение в том, что единственно надежным источником научного знания и критерием его истинности следует считать опыт так называемый принцип верификации. В позднем позитивизме — включая логическую обработку опыта, в том числе посредством совершенствования языка науки; отсюда еще одно название этого направления в ХХ веке — логический эмпиризм. Соответственно этим установкам прогресс понимается позитивистами как продукт человеческой изобретательности, достигающей в научно-технической деятельности своего совершенства. Социально-гуманитарное знание следует строить по образцу естественнонаучного социальная механика О. Наука, с этой точки зрения, олицетворяет единственное позитивное знание отсюда исходное название направления. Философии предстоит превратиться в эпистемологию и методологию науки. Все, что не вписывается в эту схему, ненаучно и знанием в подлинном смысле не является. Позитивисты склонны к интернализму и являются, как правило, последовательными сциентистами; кроме того, в описании истории науки придерживаются кумулятивной модели. Эта модель основана на представлении о процессе познания и росте научного знания как о постоянном накоплении, пополнении знаний и непрерывном приближении к идеалу истины. Последний, правда, может трактоваться не только в смысле абсолютного знания; большинство позитивистов трактовали универсальный идеал научной истины как логически взаимосвязанную непротиворечивую систему знаний, соответствующих эмпирическому базису. Новые теории означают лишь расширение старых, так что старые следует рассматривать в качестве частного случая новой теории. Первый этап позитивизма как философии науки связывают с расцветом индустриального развития и вызванным этим расцветом подъемом человеческого разума в XIX веке, с именами прежде всего Огюста Конта — , Джона Стюарта Милля — , Герберта Спенсера — Все остальные, метафизические, вопросы из философии следует изгнать ввиду их неразрешимости. Позитивное знание — это знание, во-первых, положительное в отличие от химерического иллюзорного , во-вторых, полезное в отличие от непригодного, в-третьих, достоверное и точное в отличие от сомнительного и смутного. Почему же ранее это не было сделано? Потому, отвечает Конт, что время не пришло, ибо каждая отрасль знаний проходит три стадии развития, проживает три состояния: Но модель Лакатоса не дает до конца удовлетворительного решения вопроса о выборе наиболее прогрессивной теории. Парадигма — совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок, принимаемых членами данного научного сообщества.

Нормальная наука - период господства некоторой парадигмы Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением " аномалий ". Наступает кризис , или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново. Задачи-головоломки — путем решения таких задач в период нормальной науки происходит постепенное кумуляционное развитие научного знания. Несоизмеримость парадигм - невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. С этим связано отрицание Куном преемственности в эволюции науки: Позитивизм Основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках. Человечество в своем стремлении познать окружающий проходит стадии: Социальная статика - учение об условиях существования общества; 2.

позитивизм и неопозитивизм. к. поппер

Говоря о трех основных требованиях к росту, развитию знания, Поппер отмечает, во-первых, что новая теория должна исходить из простой новой плодотворной и объединяющей идеи. Во-вторых, новая теория должна быть независимо проверяемой и более эффективной в качестве инструмента исследования. В-третьих, теория должна выдерживать новые и строгие проверки. Нео возник как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых в ходе научной революции начала века. Особенно острыми были проблемы: Рассел и другие пытались осуществить обоснования математики с помощью логического анализа, то есть сведение ее исходных понятий в логических терминов. Английский мыслитель Бертран Рассел выдвинул в своей книге "Наше познание внешнего мира" мнение, что все философские проблемы, если их проанализировать и очистить, оказываются проблемами логичными. Австрийский философ Людвиг Витгенштейн в "Логико-философско-м трактате" сделал из этого вывод, что философия не доктрина, он не совокупность теоретических положений, а деятельность, которая заключается в логическом анализе языка науки.

позитивизм и неопозитивизм. к. поппер

Все ети-ко-эстетические и религиозные положения, а также традиционные предложения "метафизики" австрийский мыслитель объявляет бессмысленными, потому что они не могут быть правильно обнаружены в языке, а потому не относятся к "миру фактического". Последний ограничен "мистическим" - тем, что не высказано и есть интуитивное созерцание "мира" в целом с "точки зрения вечности". Философия, по Витген-Штейн, не стремится к истине, она не есть теория, а суть аналитическая деятельность по прояснению языка, устранения неточностей в обозначениях, которые порождают "метафизические" предложения. Нео основывает свой анализ науки на трех основных тезисах. Во-первых, он четко разграничивает аналитические логико-мате-тематических и синтетические фактические, эмпирические высказывания. Первые являются элементами формальной структуры теории и не имеют познавательного содержания. Вторые составляют эмпирический базис теории. Во-вторых, нео основывается на Редукционизм, то есть утверждении о возведении всех содержательных высказываний теории к непосредственному опыту или высказываний о нем. В-третьих, наше познание принадлежит не к объективному миру, а к "содержания сознания": Неудивительно, что центральное место в неопозитивизме Венского кружка, ставший в е годы ведущей неопозитивистского школой, заняло учение о "верификацию" проверку. Принцип верификации сыграл в неопозитивистскому анализе тройную роль: С этой точки зрения, если предложение не может быть верифицированы, то есть доведенное до конечного числа актов опыта или высказываний о таких актах, и к тому же не является тавтологией, то есть логико-ма-тематическим высказыванием, то оно составлено с нарушением правил синтаксиса и поэтому бессмысленно.

6). Позитивизм и постпозитивизм

Наиболее показательным и поучительным эпизодом крестового похода логического эмпиризма против метафизики явилась концепция верификационизма опытной проверяемости , сформулированная Л. Витгенштейном и развитая Р. Суть этой концепции заключается в формулировании таких критериев значения предложения, при которых метафизические высказывания оказываются вне пределов осмысленной речи, не говоря уже о языке науки. Согласно критерию Витгенштейна, выражение, похожее на предложение, или ряд слов является осмысленным предложением тогда и только тогда, когда выполняются следующие условия:. Карнап данные условия 1 и 2 резюмировал следующим образом в условии 3: То есть я как бы веду протокол того, что мне непосредственно дано в чувственном восприятии. Теперь сформулированные выше критерии можно обобщить и переформулировать следующим образом. Осмысленными являются только такие утверждения, которые так или иначе сводимы к непосредственным чувственным данным, то есть говорят о чем-то таком, что так или иначе может быть дано в опыте условие 1. Правильное же соединение слов в предложении означает следование правилам логической семантики условие 2. Тогда осмысленными, а, значит, и научными будут такие системы высказываний теории , которые могут быть посредством правил редукции приведения, упрощения сведены к чистому опыту и к логическим процедурам условие 3. Иными словами, осмысленной будет только такая теория, которая целиком сводится к опытным данным и логической комбинаторике этих данных. Такая теория не будет содержать ничего мистического, спекулятивного, расплывчатого, туманного, загадочного и т. Вроде бы, на первый взгляд, весьма здравая идея. Однако очень скоро обнаружилось, что такая жесткая трактовка значения разрушает не только метафизику, но и саму науку, за чистоту которой боролись неопозитивисты. Дело в том, что при таком подходе из науки исчезают все идеальные объекты, так как они не могут быть даны в опыте и зафиксированы в протокольном предложении. Более того, оказалось, что невозможно достичь общезначимости даже на уровне чувственных восприятий. Хорошо известны картинки прежде всего геометрические фигуры , которые люди воспринимают по-разному, хотя вроде бы смотрят на одно и то же. Только на базе этих фактов возможна реконструкция законов природы. Фиксируя в истории науки постоянный рост совокупности научных фактов, Конт указал на принципиальную неполноту и ограниченность, а значит, и относительность наших знаний о мире на любой стадии развития науки. Практической целью социологии, по Конту, является организация человеческого общества. Постпозитивисты исследуют развитие научного знания и обосновывают его относительность.

  • Лодочные моторы до 5 л.с в архангельске
  • Оснащение силиконовых приманок джиг головками
  • Как поймать вьюна видео
  • Поводки для ловли леща на течении
  • Позитивная наука должна отказаться от постижения первоначал бытия и познания, основных положений онтологии и гносеологии Д. Эталоном научного знания для них является естествознание, методы которого автоматически переносятся на другие науки, в том числе социально-гуманитарные. Позитивизм — от лат. В своем развитии позитивизм прошел четыре этапа, сохраняя при этом некоторые основные особенности, которые и позволяют говорить о нем как о едином направлении философской мысли. Родоначальником позитивизма считается Огюст Конт гг.


    Комментарии

    Комментариев пока нет. Будьте первым комментатором!





    Регистрация





    Вход с паролем



    Забыли пароль?