пн.–пт. 10:00–19:00
  • Нижний Новгород +7 (495) 945-60-31
    доставка курьером, оплата при получении
  • Москва +7 (495) 510-71-77
    доставка 1–2 дня, самовывоз в день заказа

Концепция К. Поппера (1902-1994)

В своих работах Поппер критиковал социально-политические концепции, которые называл историцизскими.  . Научные концепции К.Поппера относительно общества и человека в нем.

Другими словами, это требование расширить правовую сферу то есть сферу норм, навязываемых государством за счет сферы собственно морали то есть норм, устанавливаемых не государством, а нашими собственными моральными решениями, нашей совестью. Это требование или рекомендация может подлежать рациональному обсуждению, и на него можно возразить таким образом: Такое требование заменило бы личную ответственность родовыми табу и тоталитаристской безответственностью личности. Возражая против этой установки в целом, индивидуалист должен заявить, что мораль государства если таковая вообще существует , как правило, значительно ниже морали среднего гражданина, так что гораздо желательнее, чтобы граждане контролировали государство, а не наоборот. Нам необходимо и мы хотим сделать моральной политику, а не политизировать мораль. Следует заметить, что с точки зрения протекционизма как бы ни были далеки от совершенства существующие демократические государства, все же они являют собой значительное достижение в социальной инженерии, развивающейся в правильном направлении. Многие виды преступлений, нарушений прав граждан другими гражданами пресечены или значительно уменьшены, суды, как правило, хорошо восстанавливают справедливость в случае столкновения интересов. Многие полагают, что применение таких методов44 к международным преступлениям и международным конфликтам — всего лишь утопическая мечта, однако совсем недавно институт эффективной исполнительной власти для поддержания гражданского мира также казался утопическим тем, кто страдал от угроз преступников в странах, где в настоящее время прочно установился гражданский мир. Я думаю, что как только воцарится твердый и рациональный подход к контролю за международными преступлениями, связанные с этим инженерные, технологические проблемы окажутся совсем не такими уж сложными. Как только вопрос будет Пусть почитатели государства продолжают поклоняться государству, однако следует потребовать, чтобы специалистам по технологии учреждений было разрешено не только совершенствовать внутренний механизм социальных институтов, но и создавать организации для предотвращения международных преступлений. Несведущий должен следовать за руководством разумного и быть под его властью. Платон […] Мы уже видели, что в основе платоновской идеи Справедливости лежит требование, чтобы правители по присущей им природе правили, а рабы по свойственной им природе оставались рабами.

Эта теория справедливости ясно показывает, что основной политической проблемой для Платона был вопрос: Эта путаница в действительности аналогична той, которую он внес в моральную философию, отождествив коллективизм с альтруизмом, о чем мы говорили в предыдущей главе. Ясно, что как только задается вопрос: Однако я попытаюсь показать, что такой ответ является совершенно бесплодным.

политическая концепция к. поппера

Прежде всего, этот ответ может склонить нас к мысли, что он способен решить некоторую фундаментальную Если мы с этим согласимся, то нам придется ответить на вопрос, не сталкивается ли политическая мысль с самого начала с возможностью дурного правительства, не должны ли мы готовиться к худшим правителям, надеясь на лучших. Те, кто верит, что принципиальным является первый из заданных нами вопросов, неявно предполагают, что политическая власть принципиально неконтролируема. Они предполагают, что некто обладает властью — индивид или коллектив, например класс. Они также предполагают, что тот, кто обладает властью, может делать почти все, что ему угодно, а угодно ему чаще всего укреплять свою власть и тем самым делать её как можно более неограниченной и неконтролируемой. Они предполагают, что политическая власть, в сущности, суверенна. Как только все это утверждается, единственным важным вопросом действительно оказывается вопрос: Эта теория содержит требование о необходимости осуществления такой неконтролируемой власти, и из неё также логически следует утверждение, что основной вопрос, который мы должны решить, — это передать власть наиболее достойному. При этом следует иметь в виду, разъясняет Поппер, что рациональный анализ последствий решения не делает рациональным само решение. Решение не определяется последствиями, это делает тот, кто принимает решение.

политическая концепция к. поппера

В случае выбора научной теории наше решение увязывается с результатами экспериментов, от нас не зависящих. Когда же мы имеем дело с моральной концепцией, мы можем сопоставить выводы из нее только с нашей совестью, а вердикт совести от нас зависит. Таковы, по Попперу, особенности воздействия анализа выводов на наши решения. Отсюда и вытекает, что выбор между рационализмом и иррационализмом носит моральный характер, ведь как бы тщательно мы не исследовали следствия, все, что мы можем сделать, это соотнести полученную информацию с нашей совестью. Таким образом, рационализм как необходимая предпосылка и свойство поэтапной социальной инженерии ограничивается и одновременно обосновывается моральным фактором. Что вполне укладывается в логику критического метода, рационализма, ограниченного своими собственными основаниями. Свои предпочтения в пользу рационализма Поппер подкрепляет рассмотрением некоторых следствий, вытекающих из возможного выбора в пользу иррационализма. Поппер делает весьма важный для его концепции вывод, согласно которому иррациональное выпячивание страстей и эмоций в лучшем случае ведет к смирению перед иррациональной природой человеческого бытия, в худшем — оказывается выражением презрения к разуму, что склоняет к обращению к принуждению и насилию при решении споров, что усиливается связанным с иррационализмом положением о неравенстве людей. Он не утверждает, что иррационализм автоматически ведет к отрицанию беспристрастности и равенства, но он толкает в ловушку антиэгалитаризма. Поступая таким образом, мы делаем политическое равенство невозможным. Отказ от эгалитаризма в сфере политики, там, где имеет место власть человека над человеком, является, по выражению Поппера, преступлением, поскольку ведет к оправданию положения, при котором люди имеют разные права, одни могут пользоваться другими как своими орудиями. Отдельный пассаж Поппер посвящает критике мнения о том, что править должен не разум, а любовь. По его разумению, исходящий из этого даже из лучших побуждений открывает дорогу тому, кто будет считать, что править должна ненависть. Так происходит по следующим причинам. Как таковая, любовь не предполагает беспристрастности и не устраняет конфликтов. Конфликт может быть разрешен либо через эмоции, в конечном счете — насилие, либо с использованием разума, беспристрастности, через компромисс.

Любовь же означает стремление сделать другого счастливым[]. Но попытка создать рай на земле неизбежно приводит к созданию преисподней. Всякий национализм и расизм есть зло, и еврейские национализм — не исключение, подчеркивал он. Поппер категорически возразил Т. Хабермасу, утверждавшим, что он, благодаря своей методологии, защищает статус-кво. И это факт, что моя социальная теория, отдающая предпочтение частичным и постепенным реформам, остро противостоит моей теории метода, которая по своей сущности является теорией научной и интеллектуальной революции. Я сторонник революции, осуществляемой разумом, подчеркивает К. С точки зрения Дарвина, организмы эволюционируют, проходя путь проб и ошибок, и их неудачные пробы неудачные мутации устраняются путем устранения организмов, носителей этих ошибок. В том же духе попперовской теории проб и ошибок рассуждает и немецкий последователь К.

  • При ловле на жерлицы используют леску
  • Лодки с надувным дном под мотор хантер
  • Где клюет нижний новгород
  • Куплю лодку волжанка в самаре б.у
  • Именно такой метод, осуществляющийся посредством разработки альтернативных социально-технологических конструкций, подчеркивает далее Г. Альберт, и является наилучшим образом политического мышления и действия. Он выводит ее из идеи теоретического плюрализма. Шпиннер полагает, что, поскольку нет никакого предопределенного начала и никакого предопределенного конца в процессе познания, постольку в познании возможен только теоретический плюрализм, задачей которого является выявление альтернативы повсюду и везде. Теоретический же монизм, считает он, напротив, способствует авторитарным, тоталитарным извращениям. Таким образом, постепенное преобразование социальной жизни, регулирование развития общества, осуществляемое в границах возможного — вот политическое кредо К. Именно в свете этих идей критический рационализм и стал в конце х начале х гг. Ее политические и идейные лидеры в духе критического рационализма настойчиво подчеркивают свой отказ от всякого рода философских спекуляций, от всяких глобальных анализов, от критики общественной системы в целом и т. Фейерабенд, один из самых острых критиков К. Поппера, полагает, что вряд ли можно жить и заниматься научной деятельностью, руководствуясь принципами критического рационализма, сформулированными К. Фейерабенд утверждает, что попперовская критико-рационалистическая методология лишает человека его истинно человеческих свойств, создает из него чудовище. Именно поэтому реформа науки, реформа методологии должна быть иной; наука и методологии должны быть более субъективными, более анархическими. Поппер полагает, что наука имеет абсолютно рациональный характер, что иррациональный, социологический и психологический аспекты присущи только физическому и социальному миру и миру субъективных идей, то П. Фейерабенд считает, что иррациональные моменты являются существенной частью самой науки.

    Лекция 7. «Критический рационализм». К.Р. Поппер.

    Бесчисленные отклонения от прямой и довольно скучной стези рациональности, наблюдаемые в действительной науке, необходимы, если мы желаем достигнуть прогресса с капризным и ненадежным материалом инструменты, мозги, ассистенты и т. Он прав, представив науку не как законченную систему суждений, но как процесс исследования, как непрерывный рост научного знания. Однако, его ошибка, по мнению П. Она должка учитывать и отражать сложный и противоречивый характер развития знания. Такой подход более соответствует также и потребностям свободного человека, которого закон и порядок достаточно часто угнетают[28]. Лишь теоретико-познавательная рефлексия по поводу интересов и целей познания формирует установки сознания, от которых зависят решения относительно методологических рамок всей системы исследования. Концепция Карла Поппера - научное не то, что обосновано , а то - что не поддается фальсификации - послужило основой философского направления в постпозитивизме - т. Принцип Поппера развил его ученик - Имре Лакатос , труды которого являются последним словом в философии науки. Лакатос выделил три стадии в развитии взглядов Поппера: Тем не менее, сказал Имре Лакатос , даже методологический фальсификационизм не достаточен. Картина научного знания, представленная как серия дуэлей между теорией и фактами, не совсем верна. В борьбе между теоретическим и фактическим, полагает Лакатос, как минимум три участника: Становится понятно, что теория отживает свой век не тогда, когда объявляется противоречащий ей факт, а когда о себе заявляет другая теория, которая лучше предыдущей. Так, ньютоновская механика стала фактом прошлого только после появления теории Эйнштейна. Наука, по мнению Лакатоса, есть и должна быть соревнованием исследовательских программ, соперничающих между собой. Именно эта идея характеризует, так называемый, утонченный методологический фальсификационизм , развиваемый Лакатосом в русле концепции К. Кроме того, на сайте есть другая - словарная статья, где есть биография Поттера. Ваш комментарий будет опубликован после проверки. Имя и сайт используются только при регистрации. Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т. Особенности кризиса в России. Толковый словарь экономических терминов. Основные интернет термины и понятия. Экономическая теория является инструкцией о том, как преодолеть кризис.

    В своих рассуждениях Поппер показывает неразрывную связь теоретического и эмпирического уровней научного познания. Отрицая решающую роль индукции вформировании теории, Поппер отвечает на вопрос, почему теория не может начинаться с наблюдений. Это объясняется тем, что наблюдение всегда носит избирательный характер. А описание наблюдения предполагает использование дескриптивного языка со словами, фиксирующими соответствующие свойства. Кроме того, объекты могут быть классифицированы и быть сходными илиразличными только благодаря их связи с потребностями и интересами. Таким образом, факт науки, получаемый экспериментально ификсируемый в языке науки, формируется под влиянием множества факторов. Основная проблема, которую пытался решить Поппер, выдвигая критерий фальсифицируемости, была проблема проведения границы между высказываниями или системами высказываний эмпирических наук и всеми другими высказываниями — религиозными, метафизическими или просто псевдонаучными. Основанием гносеологии Поппера является реализм, т. Чтобы провести индустриализацию, Сталин действовал варварскими, наводящими ужас средствами. Необходимость индустриализации не объясняет необходимость большой чистки после успешного завершения первой пятилетки. Дойчер оправдывает большую чистку древними традициями России. Советский режим напоминает азиатские империи, но он сохранил своего рода революционные рефлексы. СССР был готов к экспансии и установлению господства своей идеологии и могущества. Деспотии прошлого требовали приверженности к религии, советский деспотизм клялся в верности рациональной идеологии западного происхождения. Азиатский деспотизм не ставил задачу формирования нового человека или ожидания конца доисторической эпохи конца капитализма. Куда движется советский режим? Арон писал свои лекции давно — около пятидесяти лет назад, и его прогнозы о разложении советского режима полностью оправдались. Между СССР и царским режимом существовали следующие черты сходства: Дополнения к работе Арона. Борьба за власть может идти тремя легальными способами: Ленин запретил легальную борьбу партий за власть на свободных выборах, Сталин запретил борьбу фракций внутри правящей партии, а члены оппозиционных фракций были физически уничтожены по его приказу. Но борьбу бюрократических клик за власть нельзя запретить в принципе , т. Нельзя запретить чиновникам собраться где-нибудь в укромном месте и договориться всем вместе выступить против членов другой клики. Борьба клик идёт в любой самой маленькой бюрократической организации ежечасно и повсеместно. Сталин, Хрущёв, Брежнев, Андропов, Черненко и Горбачёв получили верховную власть в стране в результате победы в борьбе клик, только Ленин получил власть в результате вооружённого переворота, а Ельцин, Путин и Медведев — в результате победы на выборах.

    Опасность и порок борьбы клик, как способа борьбы за верховную власть, состоит в том, что, в отличие от выборов, общество не может контролировать результаты борьбы клик и не может выбирать своего правителя, при этом не существует гарантии, что правитель будет достойным человеком. Если запретить свободные выборы, то существует большая вероятность, что правителем в результате победы в борьбе клик станет тиран, наподобие Сталина или вырожденец и посредственность, наподобие Брежнева, кстати, в борьбе клик они были профессионалами высшего класса. Брежнев после победы в борьбе за власть стремился ставить на высшие посты своих земляков из Днепропетровска, которые остались ему верны даже тогда, когда он тяжело заболел и впал в маразм. В борьбе клик чаще всего побеждает не выдающийся человек, а именно самый хитрый, подлый и вероломный, который после своей победы стремится заблаговременно казнить самых достойных людей, как наиболее опасных для него конкурентов в будущих схватках за власть, казнить своих вчерашних соратников, которые не хотят ему беспрекословно подчиняться. Участник борьбы клик должен не брезговать применять такие неблаговидные приёмы, как лесть и низкопоклонство перед руководителем, способность писать доносы, способность на интриги и т. Нельзя презирать участников борьбы клик за использование этих неблаговидных приёмов, так как борьбу клик ещё никто не отменял и не отменит в будущем. Самыми искусными в этом виде борьбы являются психологи, на втором месте по успеху — спикеры, на третьем — техники, а теоретики вообще чаще всего не входят ни в какие клики и стараются держаться особняком, поэтому теоретики чаще других типов личности проигрывают в этом виде конфликта. Другие типы личности часто презирают и завидуют психологам за способность к закулисной борьбе. Режим личной власти при социализме был доведён до логического конца — наследственной монархии — в Северной Корее, где Ким Ир Сен передал престол своему сыну — Ким Чен Иру.

    Поппер философия

    Бюрократия умеет воплощать в жизнь грандиозные и часто бессмысленные проекты, которые часто сопровождаются растратой огромных человеческих и материальных ресурсов. Примеры таких бесполезных проектов — поворот северных рек на юг с помощью использования атомных взрывов в СССР, затопление огромных территорий в результате строительства гидроэлектростанций на равнине, высыхание Аральского моря в результате неправильного строительства оросительных систем в Средней Азии. Прогнозы и результаты коммунистического эксперимента. Этот эксперимент в России был завершён в г. Запрет войн, установление демократического мира между народами. СССР совершил агрессию против Финляндии в г. Когда большевики захватили власть и взяли на себя ответственность за управление страной, то они показали свою полную некомпетентность при заключении позорного Брестского мира или, может быть, начали предавать национальные интересы России в обмен на деньги немецкой разведки. Именно на большевиках лежит ответственность за развал русской армии в г. Это поражение в войне с Германией стало уроком для большевиков, и они позднее стали тратить все силы страны на подготовку к войне. Сталин не постеснялся вступить в сговор даже с Гитлером, Большевики не брезговали проводить тайные террористические операции по всему миру. Таким образом, большевистская Россия часто становилась агрессором и источником террористической угрозы. Полный запрет войн является несбыточной утопией. Социализм должен победить во всём мире. Дело социализма сегодня проиграно почти повсюду. Социалистические режимы сегодня сохранились только в Северной Корее, Китае и на Кубе. В Северной Корее наступил голод, коммунистическое руководство провело успешное испытание атомного оружия, пытается шантажировать мировое сообщество и просит экономической помощи. Сегодня в Китае от тоталитарного режима осталась лишь однопартийная коммунистическая система, а в экономике восстановлен рынок и частная собственность. Демонстрация студентов на площади Тяньаньмэнь с требованием восстановления демократии была раздавлена танками 3 июня года. То есть только в том случае, когда имеется новая теория, действительно обеспечивающая прогресс в познании, методологически оправдан отказ от предшествующей научной теории. Став в —х гг. Эти установки критического рационализма оказались привлекательными для той части прагматически и технократически настроенной интеллигенции, которая восприняла их как наиболее приемлемую философию социального действия, противостоящую пессимистически-негативистским тенденциям и контркультурным движениям. Открытое общество — понятие, используемое в ряде западных социально философских учений для обозначения демократических обществ, характеризуемых плюрализмом в экономике, политике, культуре, развитыми структурами гражданского общества и правового государства. Открытое общество обычно противопоставляется обществам докапиталистических формаций, а также социализму.

    Общество открытое и закрытое — понятия, введенные Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. Открытое общество — демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды,— противопоставляется закрытому — догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого общества характерны логическое мышление, догматизм и коллективизм, для открытого — рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм. Все это в огромной мере подрывает идею, лежащую в основе пропорционального представительства, — идею о том, что влияние какой-либо партии должно соответствовать количеству голосов, которое она может собрать. Чтобы правительство большинства стало возможным, необходимо нечто подобное двухпартийной системе, существующей в Великобритании и в Соединенных Штатах. Так как существующая практика пропорционального представительства сильно затрудняет установление такой системы, я считаю, что в интересах парламентской ответственности следует сопротивляться искусительной идее о том, что демократия предполагает пропорциональное представительство. Вместо этого мы должны стремиться к двухпартийной системе или по крайней мере к какому-то приближению к ней, ибо такая система постоянно стимулирует процесс самокритики обеих партий. Эта точка зрения, однако, нередко вызывает возражение, которое заслуживает внимания: Но мы знаем, что в обеих крупных партиях в Великобритании или в Соединенных Штатах за время их существования произошли значительные изменения, так что подавление других партий не обязательно означает отсутствие политической гибкости. Суть дела в том, что при двухпартийной системе партия, потерпевшая поражение на выборах, обязана отнестись к этому серьезно. Она должна подумать о том, как изменить цели, которые она перед собою ставит, то есть как реформировать партийную идеологию. Если партия потерпела поражение два или даже три раза подряд, поиск новых идей может стать очень энергичным, а это, очевидно, явление очень здоровое. Все это скорее всего и произойдет, даже если потеря голосов была и не очень значительна. Только таким путем можно заставить их быть самокритичными. Склонность к самокритике после поражения на выборах гораздо более выражена в странах с двухпартийной системой, чем там, где существует несколько партий. Вопреки первому впечатлению двухпартийная система оказывается практически более гибкой, чем многопартийная. Рубинштейн, , положения субъектного С.

    политическая концепция к. поппера

    Рубинштейн, и субъектно-средового С Нартова-Бочавер и концепция психологической дистанции в межличностных отношениях. Для решения поставленных задач Научные революции Возник постпозитивизм, родоначальником которого выступил Карл Поппер Главным критерием научности К. Поппер считал фальсификацию, т.


    Комментарии

    Комментариев пока нет. Будьте первым комментатором!





    Регистрация





    Вход с паролем



    Забыли пароль?