пн.–пт. 10:00–19:00
  • Нижний Новгород +7 (495) 364-60-31
    доставка курьером, оплата при получении
  • Москва +7 (495) 509-71-77
    доставка 1–2 дня, самовывоз в день заказа

Концепции развития научного знания (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд)

структуры «готового», «ставшего» научного знания на содержательное изучение его динамики, изменения, развития, его  Первой из этих концепций стала концепция британского философа и социолога Карла Поппера (– г.г.). Его.

Принцип пролиферации призван обосновывать у Фейерабенда плюрализм в методологии научного познания. Соединение у Фейерабенда плюрализма с тезисом о несоизмеримости теорий в итоге порождает анархизм, суть которого состоит в том, что каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. Для отправки комментария вы должны авторизоваться. Философия об отношении природы и общества. Концепции развития научного знания К.

концепции развития научного знания поппер

Основными понятиями его концепции научного знания являются следующие: Отсюда главные выводы Поппера: Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших из возможных теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Рост научного знания осуществляется методом проб и устранения ошибок и есть ни что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации — вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс. Рост научного знания — частный случай мировых эволюционных процессов. Поппер указывает на некоторые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого процесса: К необходимым средствам роста научного знания относятся такие моменты, как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии. Он выступал против единого, основанного на традиции, научного метода, обосновывая это тем, что любой такой метод ставит некоторые пределы в деятельности учёных, и, таким образом, ограничивает прогресс.

Он также считал, что анархизм в теории желателен, потому что это более гуманистический подход, чем другие научные системы, поскольку он не навязывает учёным жёстких правил. Позиция Фейерабенда считается в философском сообществе достаточно радикальной, поскольку она предполагает, что философия не может успешно описать науку в целом, как не может она и разработать метод отделения научных трудов от ненаучных сущностей, таких, как мифы. Один из критериев оценки научных теорий, который активно критикуется Фейерабендом — это критерий последовательности.

  • Рыбалка на днепре киев весна
  • Аппликация лодка с парусами
  • Орловская область рыбаков
  • Кивок для ловли леща на течении
  • Человек- создание сложное и ясное далеко не до конца. Мифы, метафизические конструкции, сны, галлюцинации могут также провоцировать их. Однако они должны быть контролируемыми и обоснованными, подтверждаться фактами. Исходя из критики традиционного синтетического и аналитического мышления, Поппер предлагает новый критерий познания, который он именует "критерием фальсифицируемости". Теория лишь тогда научна и рациональна, когда она может быть фальсифицируема. Между верификацией подтверждением и фальсификацией существует явная ассиметрия. Миллиарды подтверждений не способны увековечить теорию. Карл Поппер любил повторять знаменитое высказывание Оскара Уайлда: Все должно быть испытано фальсификацией. Таким образом, утверждался провокационным подход к реальности, то есть автор теории открытого общества в целом бы одобрил действия русских мужичков из знаменитого анекдота про японскую деревообрабатывающую технику. Мужики почесали затылок и засунули в нее огромную сосну. Машина поерзала, поерзала и выдала великолепные доски. И засунули толщенную ель со всеми ветками и иголками. Машина снова поерзала, поерзала и выдала доски. Рельсу с восторгом засунули в механизм. Механизм вздохнул, чихнул и сломался. Поппер бы заметил, что не может быть такой машины, которая ВСЕ превращает в доски. Логическая модель Поппера предполагает новую концепцию развития. Необходимо отказаться от поиска идеала, окончательно верного решения, и искать оптимальное, удовлетворительное решение.

    Концепция науки и развития научного знания К. Поппера.

    Фальсификация, критицизм, обоснованный протест, инакомыслие ведут к обогащению проблем. В ответ должна появиться новая версия, лучшая теория. В соответствии со своим "принципом фальсифицируемости" Поппер счел особенно важным обозначить круг основных противников политической свободы.

    концепции развития научного знания поппер

    На мировоззренческом уровне таковыми становятся все сторонники "объективной диалектики" и историцизма, готовые корежить реальность под "идеальные проекты". Разумеется, в ХХ веке главными врагами "открытого общества" были коммунизм и фашизм, а в последние десятилетия еще и исламский фундаментализм. Но наиболее последовательный противник человеческой свободы,- с точки зрения Карла Поппера,- греческий философ Платон, теоретик "идеального государства". В идеальном государстве правитель представляет себя носителем абсолютной истины. Уничтожаются не только бунтари и смутьяны, но и поэты, носители всякой смуты. Закрытое идеальное государство противостоит жизни как таковой, абсолютный дух становится "духом бесчестия", оскорбляющим мир и человека. Проанализировав разные аспекты концепции научного знания Карла Поппера, мы видим, что существование в условиях открытого общества предполагает не поиск положительных оснований так как они ведут к ограничению свободы, хотя в действительности их не существует , а на решение проблемы поиска предпочтений в конкретных ситуациях.

    Концепция развития научного знания Поппера

    Безусловно, социальная методология теоретика "открытого общества" не абсолютна. В частности, она с трудом воспринимает значение "традиций", вообще исторического наследия. Впрочем, машина, предназначенная для обработки дерева, не всегда способна обработать металл. Логический метод Карла Поппера принимает неизбежность границ, за которыми необходим поиск новых решений.

    концепции развития научного знания поппер

    Диалектика развития познания, однако, такова, что наука вообще будет стремиться к тому, чтобы по возможности ограничить использование этого метода, так как он в смысле прилагаемых усилий чаще всего бывает чрезвычайно расточительным. Дальнейшее развитие научной методологии идёт, в частности, по пути отыскания новых приёмов и правил дальнейшего ограничения действия применения этого метода. Международный философский журнал, N6, Логика и рост научного знания. Вместе с тем по поводу диалектики и диалектического метода Поппер высказывает ряд позитивных идей:. Рассматривая элементы диалектики, Поппер приходит к двум Важным методологическим выводам. Сущность антидогматического, критического подхода Поппер видит в том, что наука не может развиваться без свободного соревнования мыслей, идей, концепций. Проанализировав разные аспекты концепции научного знания Карла Поппера, мы видим, что существование в условиях открытого общества предполагает не поиск положительных оснований так как они ведут к ограничению свободы, хотя в действительности их не существует , а на решение проблемы поиска предпочтений в конкретных ситуациях. Безусловно, социальная методология теоретика "открытого общества" не абсолютна. В частности, она с трудом воспринимает значение "традиций", вообще исторического наследия. Диалектика развития познания, однако, такова, что наука вообще будет стремиться к тому, чтобы по возможности ограничить использование этого метода, так как он в смысле прилагаемых усилий чаще всего бывает чрезвычайно расточительным. Дальнейшее развитие научной методологии идёт, в частности, по пути отыскания новых приёмов и правил дальнейшего ограничения действия применения этого метода. Главная О нас Обратная связь. Выделим лишь наиболее важные его идеи по рассматриваемым нами вопросам. Но мы в науке учимся на своих ошибках. Поппер выделяет два основных класса наук:. Для того чтобы эти проблемы успешно решать и не делать при этом многих ошибок, науке необходим надежный метод, точнее — система разнообразных методов. Поэтому наука характеризуется не только своей логической формой, но кроме того, и своим специфическим методом. Использумые в науке методы — одна из важнейших ее характеристик.

    Что же понимает Поппер под научными методами? К необходимым средствам роста научного знания относятся такие моменты, как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии. То есть новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования. Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий. Отрицает существование непосредственно чувственных данных, ассоциаций и индукции через повторение и обобщение. Необходимой предпосылкой критического мышления является наличие у человеческого языка дескриптивной или описательной функции, которая позволяет передавать информацию о положении дел или о ситуациях, которые могут иметь место или нет. Она помещена в поле целеполагания и принятия решений, выбора и признания ответственности, истинности, стремится быть нейтральной по отношению к идеологии и политическим приоритетам.


    Комментарии

    Комментариев пока нет. Будьте первым комментатором!





    Регистрация





    Вход с паролем



    Забыли пароль?