пн.–пт. 10:00–19:00
  • Нижний Новгород +7 (495) 817-60-31
    доставка курьером, оплата при получении
  • Москва +7 (495) 670-71-77
    доставка 1–2 дня, самовывоз в день заказа

«Хантыйские лодки»

Лодка здесь нужна не только для поездок между населёнными пунктами, но и для  Пойма Оби настолько огромна, что в хантыйском языке существуют отдельные.

Кочевым оленеводством ханты стали заниматься, вероятно, во втором тысячелетии н. Оленей использовали в основном как транспорт. Тип нарт, упряжи, способы запряжки и управления оленями — самодийского типа. Долбленая лодка-калданка, сшитая кедровым корнем. На Оби, Иртыше, в низовьях их притоков ловили рыбу ставными и плавными сетями, неводами, мешкообразными ловушками сырп , а в среднем и верхнем течениях, на мелких речках ставили запоры. Сети, ловушки в запорах проверяли на легких лодках, в таежных районах — долбленках обласах , в лесотундре и северной тайге — с днищем, выдолбленным из дерева, и пришитыми бортами калданка. Использовали и большие дощатые лодки-неводники. Ловили осетра, стерлядь, нельму, муксуна, сига, чира, сырка, щуку и др. На лося и дикого оленя охотились на лыжах, гоном по насту, с помощью ловчих ям, загородей, луков-самострелов; на белку — на оленьих нартах или на лыжах с ружьем и собакой, на водоплавающих — с ружьем и чучелами имэт , на медведя — с ружьем или копьем. На соболя, колонка, горностая, лисицу, зайца ставили ловушки, петли и капканы. Летом и осенью заготавливали на зиму ягоды и кедровые орехи. Хозяйственный амбар на сваях для хранения имущества. До середины ХХ в. В этом же направлении - с юга на север - мигрируют летом дикие олени. Весной, при отеле, важенок отделяли от быков в отдельное стадо, а осенью, с началом года, они воссоединялись. Оленям свойственно чувство стадности, которое заставляет их держаться вместе. Задача пастуха - не дать расколоться стаду или уйти из него отдельным особям. Необходимость оберегать оленей от волков также требует круглосуточного окарауливания. Помощником пастуха была специально обученная собака - оленегонная лайка. В лесной зоне ее функции иногда исполняла охотничья лайка. Кораль в северных районах сооружали из нарт, поставленных полукругом. Им пользовались мужчины при отлове животных в стаде, гуляющем на свободе. Женщины подманивали хорошо прирученных животных пищей, определенными звукосочетаниями или по кличке. К оленям, загнанным в кораль, спокойно подходили и повязывали на шею веревку, чтобы отвести к месту запряжки. Кое-где для привязывания оленей ставили специальные столбы с фигурным навершием, напоминающие коновязи. Очевидно, это след древней коневодческой культуры.

О ней напоминает и одно из названий оленьего недоуздка: Ее надевали на оленя, когда он сбрасывал рога, и на животное, которое вели к месту жертвоприношения. Для запряжки оленя в нарты использовался более сложый недоуздок - из ремней и костяных пластинок. Видимо, он был изобретен очень давно: От недоуздка отходит поводок-вожжа, которым ездок управляет передовым оленем.

Национальная лодка хантов и верхнедонской каюк пополнили коллекцию судов «Лодейного двора»

На грудь животному надевали кожаную лямку, а на туловище - кожаный пояс. От лямки к нарте идет ременной тяж. Чаще всего лямка и пояс соединены ремешками и пряжками в единую систему и надеваются на оленя вместе. Но, например, на Югане они не соединены, и этот факт очень интересен, он раскрывает историю упряжки. Очевидно, когда-то ее детали существовали раздельно, и эту традицию сохранили юганцы до наших дней. Таковы основные детали упряжки передового оленя, который направлял ход остальных - пристяжных оленей. Они пристегивались к передовому, и их упряжь более проста. Общими усилиями олени тянули нарту с ездоком. Он садился на нарту слева и управлял оленями тоже слева, с помощью вожжи и длинного тонкого шеста - хорея.

хантейская лодка

На одном его конце была насажена круглая деревянная втулка, чтобы не поранить оленя, а на другом иногда - копье рис. Копьем пробовали прочность льда и пользовались как оружием в случае нападения волков на стадо. Левостороннее управление - признак западно-сибирского оленеводства, в Восточной Сибири оно было правосторонним. Эти особенности - такая же загадка, как лево - и правостороннее управление автомобилем в разных странах. Детали хорея и его положение при остановке оленьих упряжек по разным источникам. Несколько слов об оленьей нарте. Ее основные детали - полозья, ножки-копылья, соединенные перекладинами, и настил для сидения или груза рис. Все делалось из дерева, без единого гвоздя. О том, как возникла идея изготовления нарты, рассказывается в хантыйском предании. У них есть олени, и они где-то слышали, что на оленях надо ездить. Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один ничего не обтесал, с сучками ствол оставил. Другой все снял и сделал гладко. Сделали нарту - она одного человека держит. Один поехал - только пыль столбом; у другого олени тянут-тянут и никак - сучки хода не дают. Олени оглянулись на хозяина и говорят человеческим голосом: Посмотри на своего товарища: А мы весь лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет". По всей территории хантов распространен единый тип нарты, и только на Югане оленя запрягали в так называемую собачью нарту. Она хрупка, изящна, меньше весит. Юганская нарта - универсального назначения, на ней и ездят, и возят разные грузы. В более северных районах нарты различались по устройству в зависимости от назначения: Ездовые разделялись на мужские и женские, а грузовые имели свои особенности в зависимости от того, что на них перевозили: Женщина возила с собой детей, поэтому ее нарта была длиннее, либо со спинкой, либо со сводчатым покрытием - это уже кибитка. Для перевозки шестов чума настила не требовалось вообще, а для продуктов и семейных святынь нарту строили в виде ящика с крышкой. Ее видел в конце XIX в. Все виды нарт должны отвечать определенным требованиям. Полозья проходят не параллельно земле, а под некоторым углом - для устойчивости.

Нам она выделила комнату с кроватями на втором этаже, выдала постель и подсказала, откуда брать питьевую воду. Далёкое глухое сибирское село, куда не доехать по сухопутной дороге. За окном серые тучи и дождь, поднялся ветер, на небе начинаются вечерние сумерки. А мы вдвоём в пустом интернате ужинаем за столом копчёной рыбой и хлебом с вареньем, которыми нас угостили хозяева Юхангорта, обсуждаем только что полученные впечатления и рассказываем друг другу различные истории из своих путешествий. Завтра нам предстоит отправиться в Ямало-Ненецкий округ — за полярный круг. Подъём ранний, — "Метеор" Берёзово - Салехард проходит Теги около семи часов утра. А потом, после ночлега и крепкого сна, было прохладное и пасмурное раннее утро и продолжение западно-сибирского водного пути. Но об этом я расскажу уже чуть позже. Западная Сибирь , Путешествия , Россия , Сибирь. От фоток прямо пахнет лесом и водоёмами. Как же хочется уже лета. Но там это было прохладное лето Точнее, вблизи полярного круга уже начало осени. Но в июле и там бывает жаркая погода. Reply Parent Thread Expand. Как принято писать в интернетах - доставляет. Кстати комары реально там страшные аль нет? Комары довольно большие, но не сказать, что прямо ужас. Просто приехали бы мы недели на три раньше, — их было бы больше.

хантейская лодка

Да и мошка в середине лета бывает. Кстати, думаю, ты оценил диалог про "Аврору". До чего же Карельские пейзажи , особенно 8 фото - так и хочется с дороги сойти и черники пособирать. Как там кстати с ягодами? Довольно интересно , что у нас , на такой же широте , деревья желтеют - краснеют в конце августа только. Все же Гольфстрим хорошо наш Северо-Запад подогревает. Существовали различия у этих групп и в религиозных воззрениях, а следовательно и в культовых атрибутах, в частности, в шаманских бубнах. Жили старик со старухой. Был у них кот. Однажды кот убежал в лес. Бродил-бродил кот по лесу, — наступила осень, стало холодно, а он все бродит по лесу, ищет теплый уголок, куда можно было бы спрятаться. Так, бродя по лесу, встретил он петуха и говорит ему: Что я с домом буду делать?

Лодка и нарты - без единого гвоздя. О секретах изготовления самых полезных на Севере вещей

Долго ли, коротко ли бродил по лесу, встретил теленка и говорит ему: Опять кот пошел бродить. Я в любом месте простою, — ответил ему жеребенок. Дом построил, вошел внутрь, забрался на печку и лег там. Лежит кот на печке, кости греет. Сообщение Закрыть Всероссийское профессиональное тестирование!

  • Крючки без наживки
  • Антенно фидерные устройства сомов старостин кабетов
  • Волгоград чехол для лодочного мотора
  • Все заглубители для троллинга
  • Профстандарт педагога Подготовка к аттестации и независимая оценка профессиональной компетентности Международные испытания для школьников он-лайн Дошкольное образование Публикация в СМИ. Любой охотник уже давно заприметил в лесу свое дерево, может быть, несколько лет назад. Оно должно быть ровным, без сучьев, со здоровой сердцевиной. Дерево валится, отрубается нужный кусок, смотря по тому, на сколько человек рассчитана будущая посудина. Два размаха рук — обласок на одного человека. Обласок - легкое, ходкое, надежное судно. Но чтобы оно стало таким, надо хорошо над ним поработать. Для этого выбирают самые солнечные дни. Кстати, свои первые детские сани Валерий Сандрин сделал еще в школе. Помогал и подсказывал отец-оленевод. За 35 лет руки мастера изготовили сотни таких конструкций. У жителей тундры, несмотря на мототехнику, нарты популярны до сих пор. Обычно заказы поступают весной, перед путешествием стад на летние пастбища. Нарты бывают нескольких видов. Прочные, легкие и маневренные - мужские. В них тундровики запрягают оленей и пасут свое стадо. Сани пониже и покрепче — удобный прицеп к снегоходу. А самые прочные и мощные — грузовые. После того как дерево свалено, отрубается нужный кусок, смотря по тому, на сколько человек рассчитана будущая посудина. Дерево выбирают на сухих, возвышенных местах. Днище лодки слегка уплощённое. Последняя часть этапа — от Охтеурья до Ларьяка проходила по зимнику.

    хантейская лодка

    В Ларьяке мы пересели на снегоходы и двинулись на север — северо-восток, ночуя в хантыйских стойбищах. Конечной целью маршрута был географический центр бывшего СССР — точка на карте где-то среди болот на границе Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов и Красноярского края, откуда примерно тем же путем предстояло вернуться обратно, намотав на гусеницы снегоходов более километров по снежному бездорожью. Маршрут экспедиции 1 День 1. Ларьяк — стойбище Александра Могульчина. Стойбище Александра Могульчина — Корлики. Корлики — стойбище Кирилла Прасина. Стойбище Кирилла Прасина — стойбище Чуминых. Стойбище Чуминых — Ларьяк. Географический центр СССР был рассчитан в году и тогда же в этом месте была установлена стела.


    Комментарии

    Комментариев пока нет. Будьте первым комментатором!





    Регистрация





    Вход с паролем



    Забыли пароль?