пн.–пт. 10:00–19:00
  • Нижний Новгород +7 (495) 426-60-31
    доставка курьером, оплата при получении
  • Москва +7 (495) 538-71-77
    доставка 1–2 дня, самовывоз в день заказа

По данным разведки, примерно в эти же дни в японский порт Йокосуко прибыла американская подводная лодка «Суордфиш» («Меч-рыба»), имевшая повреждения.

Одной из самых таинственных катастроф подводного флота в послевоенный период считается гибель советской субмарины К в водах Тихого океана в марте года.

американская подводная лодка суордфиш

По мотивам тех событий в нашей стране и за рубежом снято несколько документальных фильмов, написаны десятки книг и статей. Впрочем, до разгадки причины гибели подводного ракетоносца и его экипажа еще далеко. Не исключено, что доподлинно установить обстоятельства, приведшие к трагическому исходу, не удастся никогда. В январе года, по причине неготовности однотипной К из состава й дивизии подводных лодок к выполнению плановой боевой службы, экипаж К был отозван из отпуска, приступил к отработке курса боевой подготовки и подготовке к выходу на боевую службу БС. При этом экипаж только 30 ноября года возвратился с предыдущей БС. В феврале лодка выполнила контрольный выход в море, причем по причине неприбытия из отпуска штатного командира капитана 1 ранга В. Правда, это не давало оснований предположить, что может случиться трагический исход плавания — мало ли какие причины помешали командиру выйти на связь. Но донесение так и не поступило.

американская подводная лодка суордфиш

Это стало серьезным основанием для тревоги. Версий о причинах гибели ПЛ существует несколько. Советская подлодка с затопленным центральным отсеком пошла на дно. В братской морской могиле покоится прах моряков-подводников. Москва промолчала о катастрофе. Родственникам погибших разослали похоронки, в которых указывалось: Снимки свидетельствовали, что лодка лежит на грунте, на ровном киле и почти без крена. Это обстоятельство послужило поводом для американцев, чтобы завладеть, подняв корабль, многими секретами советского военно-морского флота.

USS Swordfish (SSN-579)

На авансцену выступило Центральное разведывательное управление. С его тайной подачи по заказу миллиардера Говарда Хьюза были спроектированы и построены два специальных судна: Даже судостроители не могли определить их назначения, а пресса подавала их как глубоководные установки для бурения. Наблюдением установили, что спаренные судна производили стыковку и опускание трубы на глубину порядка 5 тысяч метров. Происходило это, кстати, на глазах советского разведывательного корабля. Установленные на нем телекамеры позволяли операторам в деталях видеть все, что происходило в океанских глубинах. Вскоре для специалистов наступил самый ответственный момент — захват советской лодки. Он прошел успешно, и позже начался подъем, который тоже не сулил, на первый взгляд, никаких сюрпризов. Это послужило причиной обвинения ее в столкновением с советской ракетной подводной лодкой К , пропавшей накануне. Анализ расстояний между точкой гибели К и портом Перл-Харбор, к которому была приписана "Суордфиш", показывает, что от точки гибели К до Перл-Харбора около километров, в то время как путь через японский порт Йокосука составил бы почти км. У них были сорваны крышки. Ближняя к корме шахта — сильно погнута, а головная часть у ракеты отсутствовала. Не было боеголовки и у второй ракеты. Нетронутой осталась только третья пусковая установка — та, что ближе к носу.

Тихая смерть К-129

А один фоторяд шокировал даже коммандера Мура, человека со стальными нервами, — он увидел на отпечатках скелет русского моряка, облаченного в штормовой реглан, стеганые штаны и тяжелые флотские сапоги. Тысячи крохотных морских червей роились в останках подводника. Пусть простят меня близкие погибших за натуралистические подробности, но они играют не последнюю роль в нашем расследовании. Эта версия мало отличается от той, что давно распространяется в американских средствах массовой информации. Да, взрывы водорода при зарядке аккумуляторных батарей на дизель-электрических подводных лодках случаются.

  • Лодки из пвх фирмы hdx
  • Видео ловля рыбы на сплит шот
  • Рыбалка на пелядь
  • Ловля током
  • Но ни одна субмарина во время Второй мировой войны и после нее не погибла по этой причине, во всяком случае — моментально, не успев подать сигнал бедствия. Зонтаг и Дрю в своей книге подробно описывают первую шпионскую миссию американских подводных лодок против Советского Союза в августе года. Тогда в Баренцево море для ведения электронной разведки были направлены две дизель-электрические субмарины: Более суток в бушующем море продолжалась борьба за живучесть корабля, но не с пробоинами, которых после взрыва не было, а с пожаром и его последствиями. Такого не могло случиться, даже если умышленно допустить утечку водорода в аккумуляторных ямах! Судя по всему, события развивались иначе. К готовилась к всплытию на сеанс связи или для того, чтобы начать зарядку батарей под РДП. Американская субмарина, следившая за советским ракетоносцем, в этот момент потеряла контакт с объектом наблюдения. По правилам, действовавшим у американских подводников, командир субмарины был обязан взять курс на пеленг потери контакта.

    американская подводная лодка суордфиш

    Увы, ситуация классическая при многочисленных столкновениях американских и советских подлодок. Но, к счастью, не со столь трагическими результатами. Появление останков моряка в штормовом реглане у борта затонувшей К тоже объяснимо. Считалось, что это устройство придает лодке скрытность: Горшков запретил подводникам использовать РПД. Американцам удалось точно выяснить координаты лежащих на грунте останков лодки. Пока советские корабли систематически патрулировали предполагаемый квадрат гибели К , а правительство СССР не проявляло видимого желания заявить о судьбе подводного корабля официально, в ЦРУ решили его поднять.

    американская подводная лодка суордфиш

    На борту субмарины находились баллистические ракеты и торпеды с ядерными боеголовками, шифры ВМФ СССР , другая специальная, а потому секретная техника. Подъем К облегчил бы работу многим американским специалистам, занятых в оборонных отраслях, сэкономил бы федеральному правительству и налогоплательщикам большие средства. Подлодка затонула на глубине метров, и никогда еще в мире подобной судоподъемной операции не проводилось. Кроме того, помимо технической сложности, операция грозила и политическим скандалом, так как грубо нарушала международный морской обычай, согласно которому военный корабль, затонувший с членами экипажа в нейтральных водах, считается братским воинским захоронением, и без соответствующего разрешения его трогать нельзя Осуществить подъем лодки взялась компания, которую возглавлял крупный бизнесмен Говард Хьюз. Под руководством Хьюза дело пошло достаточно быстро. По завершении строительства судно перешло в Реджвуд-Сити Калифорния , где к нему была добавлена баржа-пантон для транспортировки подъемных монтажных конструкций с огромными метровыми клешнями. С их помощью затонувшую советскую подводную лодку предстояло оторвать от океанского дна и поднять на поверхность. Все работы были строго секретными. Тысячи людей работали над проектом, не зная, чем они занимаются. В ЦРУ отчетливо понимали, что замаскировать и скрытно провести операцию по подъему лодки довольно трудно, тем более что об ее подготовке стало известно в посольстве СССР в Вашингтоне. Там в октябре года получили анонимное письмо, автор которого сообщал о планировавшейся акции. В книге утверждается, что лодка была поднята полностью и долгое время хранилась в ангаре в Сан-Диего. Впрочем, верить Сьюэллу трудно из-за его выводов о причине гибели ПЛ - они абсурдны и находятся на грани безумия.

    американская подводная лодка суордфиш

    По его словам, лодка погибла в результате взрыва БРПЛ на борту в момент ее старта по Гавайским островам, осуществить который пытался некий спецнах КГБ, подсаженный на лодку в виде пополнения и изолировавший основной экипаж. Важен и тот факт, что даже при окончательной сборке инженеры не имели представления о предназначении этих судов. Все работы велись в полной секретности. Но как ни пыталось ЦРУ засекретить эту операцию, активность американских кораблей в определенном месте Тихого океана не осталась незамеченной. Однако он ответил следующее: Это в принципе означало — не лезьте со своими глупостями, а занимайтесь своим делом. Как впоследствии стало известно, в Вашингтоне под дверь советского посольства было подброшено письмо следующего содержания: Операция по подъему К была технически очень сложной, так как лодка покоилась на глубине более м. Вся работа продолжалась 40 суток. При подъеме советская субмарина разломилась на два куска, поэтому поднять удалось только один, состоявший из первого, второго и части третьего отсеков.

    Из носовой части корабля были извлечены тела шести погибших подводников и похоронены в море согласно принятому на советском флоте ритуалу. Отдав последние почести советским морякам, американцы приступили к поиску так интересовавших их шифров, но не достигли желанной цели. Причиной всему был наш менталитет: Дальзаводе главный строитель по просьбе командира подлодки капитана 1-го ранга В. Кобзаря перенес шифр-рубку в ракетный отсек. Он не мог отказать этому высокому, плотно сложенному человеку, мучавшемуся в тесной и крохотной каюте второго отсека, и поэтому отступил от проекта. Но тайна подъема затонувшей подлодки не была соблюдена. Работы пришлось свернуть, и ЦРУ так и не добралось до кормовой части К Вскоре с политической арены сошли и основные действующие лица, организовавшие эту операцию: Ричард Никсон был смещен со своего поста в связи с уотергейтским скандалом; Говард Хьюз сошел с ума; Уильям Колби оставил разведку по неизвестным причинам. Конгресс запретил ЦРУ впредь заниматься такими сомнительными операциями. МИД СССР направил Госдепартаменту США ноту, в которой обвинил американцев в нарушении международного морского права подъем с океанского дна чужого корабля и в осквернении братской могилы моряков. Только в октябре года пленка, на которой было заснято захоронение шести тел советских подводников, была передана Борису Ельцину, но никакой информации, проливающей свет на причины трагедии, не дала. По представлению министра обороны И. Сергееза указом Президента Российской Федерации от 20 октября года все члены экипажа подводной лодки К были награждены орденами Мужества посмертно , но награды были вручены только лишь восьми семьям погибших моряков. В городе Черемхове установили памятник героям-подводникам ПЛ К, которые родились и выросли в Иркутской области.


    Комментарии

    Комментариев пока нет. Будьте первым комментатором!





    Регистрация





    Вход с паролем



    Забыли пароль?